В соответствии с ФГТ к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования в каждом ДОУ должны
осуществляться 4 образовательных направления, одно из которых – это
социально-личностное развитие детей.
Главная цель педагогической деятельности
по социально-личностному развитию детей – это воспитание гуманной, социально
активной, самостоятельной, интеллектуально и эмоционально развитой творческой
личности.
При этом содержание
социально-личностного развития реализуется через следующие образовательные
области.
1. «Социализация», предполагающая формирование
социально-эмоциональной, коммуникативной, сенсорно-познавательной, ценностной
компетентностей и способствующая благоприятной адаптации дошкольников в системе
социальных отношений.
2. «Труд», предполагающая формирование
сенсорно-познавательной, здоровьесберегающей и ценностной компетентностей,
направленная на формирование положительного и ценностного отношения к
трудовой деятельности.
3. «Безопасность», предполагающая становление ценностной,
здоровьесберегающей и сенсорно-познавательной компетентностей и способствующая
формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности.
Вместе с тем в
соответствии с социально ориентированными задачами социально-личностное
развитие ребенка строится с учетом принципа интеграции следующих
образовательных областей:
• «Социализация»
(коммуникация, здоровье, познание, художественное творчество, труд,
безопасность);
• «Труд» (коммуникация,
здоровье, познание, безопасность);
•«Безопасность»
(коммуникация, здоровье, познание, художественное творчество, социализация,
труд).
Наряду с реализацией
основной общеобразовательной программы, наше дошкольное образовательное
учреждение реализует программу «Я, ты, мы» Князевой и Стёркиной.
Программа состоит из
трёх основных разделов:
1. «Уверенность в себе»
2. «Чувства, желания, взгляды»
3. «Социальные навыки».
В ней содержатся также 2
раздела, включающие методические рекомендации по организации педагогического
процесса в ДОУ и по работе с родителями.
Не возможно себе представить
социально-личностное развитие ребенка как нечто отдельное самостоятельное.
Данное развитие происходит постоянно, пронизывая все сферы жизни и деятельности
ребенка. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить
рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе,
т.е. становится социально компетентным.
Для удобства
работы мы условно выделили 5 компонентов в социально-личностном направлении:
- Эмоциональное благополучие
ребенка.
- Положительное отношение ребенка
к окружающим людям.
- Развитие коммуникативной
компетентности ребенка.
- Развитие социальных навыков у
детей.
- Бережное отношение к
окружающему миру (рукотворному, не рукотворному).
Для этого в
нашем детском саду мы проводим разнообразную работу.
1. Для
обеспечения эмоционального благополучия ребенка педагоги организовали:
Утро
радостных встреч, когда детей,
пришедших в детский сад, встречает цветок, солнышко, яркая радуга.
А для того, чтобы показать,
что ребёнок пришел в детский сад воспитатель младшей группы придумал зонтик с
капельками дождя. На каждой капельке фотография ребёнка. Уходя, капелька снова
закрывается.
Этому же
способствуют традиции празднования Дня именинника (с обязательным
исполнением “Каравая” и добрыми пожеланиями и детскими подарками от каждого
ребенка).
Оформление
детского гороскопа.
Элементы
аутотренинга; игры с песком, водой помогают детям расслабиться
снять агрессию, получить заряд положительных эмоций, развивают уверенность в
себе.
Разрешить конфликтные
ситуации поможет «Коврик дружбы»
Интересен такой прием как коробочка добрых дел:
это накопление фишек детьми (каждый ребенок в свою ячейку), за добрые дела, сделанные
ими в течение месяца – это может быть: помощь товарищу, воспитателю, няне;
выполнение правил поведения в течение дня без замечаний и напоминаний. За
проступки – фишки теряются (отдаются обратно воспитателю). В конце месяца
подводятся итоги, определяется I, II, III место – по количеству фишек, и
вручаются призы (сладости и игрушки). Данный прием стимулирует детей к
выполнению правил поведения, быть вежливыми, трудолюбивыми, чутко относиться к
другим людям.
Персональные
творческие выставки детей повышают статус ребенка в группе, способствуют развитию интереса к нему
других детей, вызывают желание детей к творчеству.
2. Для
развития положительного отношения ребенка к окружающим людям мы проводим:
Фотовыставки,
фотоальбом с фотографиями всех детей группы, оформленные в виде настенного панно Паровозик, где в
каждом вагончике есть места для фото каждого ребенка группы или в виде «Дерева настроения», где каждый
может выбрать картинку, характеризующую настроение ребёнка.
3.Развитию коммуникативной
компетентности ребенка способствуют:
-театрализованные игры
-дидактические игры
Созданы мини-музеи, которые
пополняются поделками и экспонатами, изготовленными самими детьми с родителями
или воспитателями.
В результате
проводимой работы дети, в
своем большинстве, находятся в нашем детском саду в положительном эмоциональном
состоянии, имеют собственное мнение, самостоятельно выбирают друзей, игрушки,
виды деятельности.
Дети
положительно относятся к окружающим людям, стараются учитывать мнения других
людей, стремятся к совместной деятельности, знают способы взаимодействия и
выхода из конфликтных ситуаций и многие умеют это делать.
Ни для кого
не секрет, что год от года увеличивается количество детей с трудностями в
поведении, агрессивных, с синдромом дефицита внимания. Таким детям требуется
помощь специалистов: психологов, врачей. Поэтому, естественно, с такими детьми
очень непросто работать, необходимы особые педагогические умения и мастерство.
Целью нашей работы является то, что дети должны стать свободными и
ответственными, обладать чувством собственного достоинства и с уважением
относиться к другим.
Это поможет
быть им понятными, принятыми и признанными, а значит, и успешными в обществе
людей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий